Интегральная йога — путь к сознанию другого измерения. Часть 2

Интегральная йога - путь к сознанию другого измерения. Часть 2. Статья. Эзотерика и духовное развитие.

Часть 2

Йога тела

В интегральной йоге вслед за успокоением ума и витального следует работа с телом. Ведь Божественная жизнь на Земле происходит именно в нём. Но преодолеть сопротивление материи — огромная духовная трудность и величайшая Победа.

Пока мы находимся во власти ментала, Шри Ауробиндо уделяет ему немало внимания и рассматривает его в 3 аспектах:

  • Думающий, рассуждающий ум.
  • Витальный ум, — оправдывающий наши вожделения, ощущения и побуждения.
  • Физический ум – упрямо отстаивающий свои позиции, бесконечно повторяющий одно и то же, паникующий с поводом и без, скептичный, консервативный к новому. Он искажает и по-своему интерпретирует всё, с чем сталкивается, и препятствует нашему духовному росту.

И если думающий и витальный ум можно укротить безмолвием, то, чтобы усмирить физический ум и высвободить сознание из материи, вернуть ему независимость от здоровья, информации, которую доставляют органы чувств, и от потребностей тела, — необходим высший, супраментальный уровень сознания.

Если мы добиваемся ментальной, витальной и физической прозрачности, мы можем:

— стать свободными от власти ощущений: так как сознание-сила уже не рассеяна по всем уровням нашего существа, а собрана в луч, и мы можем управлять им, отсоединив его от любой точки – холода, голода, боли и т. д.;

— перестать зависеть от 5 органов чувств: поскольку сознание-сила теперь отделена от ментальной, витальной и физической деятельности, она может энергетически расширяться, соединяться с предметами, существами и отдаленными событиями, выходить на их частоту и становиться ими.

Мы выходим из тюрьмы, в которую сами себя заточили, и начинают открываться огромные возможности сознания.

Болезни тела – отражение состояния сознания

Когда мы освобождаемся от тирании вечно болтающего думающего ума, от тревожности и бесконечных требований витального ума, от страхов и ограниченности ума физического, мы начинаем ценить изумительный инструмент – выносливое, полное доброй воли, мудрое тело. Но оно болеет, слабеет от нашего к нему неразумного отношения и — молча — подсказывает, что мы находимся в ложной позиции: «Болеет не тело, а изнемогает сознание»(Шри Ауробиндо). И что, развивая его, мы можем направить жизнь тела не на разрушение, а на созидание, что Бог/Бытие — внутри нас, и Жизнь течёт не вовне, а из нашей глубины наружу. Поэтому энергия внутренних состояний — гармония или хаос — имеет такую силу и формирует и здоровье, и внешние обстоятельства. (А по физическому закону подобия к нам просто возвращаются уже умноженные вибрации, которые мы послали вовне).

Нетрудно заметить, как мы уязвимы в негативе, позволяя чему угодно проникнуть в себя. Как «заразительно» и разрушительно общение с низковибрирующими людьми, которое подчас заканчивается приступом, неприятностью, несчастным случаем. Но если сознание очищено, прозрачно, вибрирует на высокой осознанности, его сила такова, что ему не страшны инфекции, болезни, злосчастные происшествия. То есть никакие более низкие частоты не могут пробиться в него.

Конечно, есть болезни, не связанные с вторжением вирусов или микробов, а с нарушениями внутри нашего существа (например, аллергии, заболевания крови, нервной системы, душевные срывы). Поэтому Шри Ауробиндо и Мать так настаивали на развитии физической основы тела, без которого не осуществить Божественный Рай на Земле.

Кто из нас не убеждался, что когда замутнялось сознание, уходила и сила. Потому что это одно и то же. А что происходит с сознанием-силой во время обморока и почему кома угрожает унести Жизнь?!

Прежде чем будет сформирован истинный центр сознания, объединяющий всё наше многомерное существо – Душа, «нужно научиться осознавать собственные переживания». Для этого, как часто указывал Шри Ауробиндо,«необходимо успокоение разума и витальных желаний, иначе мы легко отождествляемся с разного рода иллюзиями». Терпеливо, без малейшего вмешательства ментала, мы учимся распознавать, на каком плане и на каком его уровне происходит переживание.

Поверьте и проверьте, насколько это интересное путешествие внутрь себя: как вскрываются ложные убеждения (ментальный план), методы защиты эго (витальное), как много стоит за недомоганием (физическое и подсознательное), когда мы теряем энергию, о чём рассказывают болезни тела и как далеко не всегда это соответствует причинам, описанным в эзотерике.

Психическое существо

Я – не тело, не витальное и не ментальное, не эмоции и не чувства. Кто же я? Может быть, я — марионетка Высших Сил или Абсолюта? А где центр моего существа?

Наш индивидуальный центр Шри Ауробиндо называет психическимсуществом. Мы же привыкли говорить – душа (на древнегреческом «психе» – душа).

Тончайшая, вибрирующая на высоченной частоте, она скрыта и перекрыта более грубыми витальными ощущениями и эмоциями, жёсткостью категоричных ментальных суждений, ложностью придуманных идеалов и стереотипов. И ей, чтобы открыться, нужна абсолютная чистота и свобода от всего-всего.

«Для того, чтобы найти душу, вам нужно удалиться с поверхности, уйти глубоко внутрь, глубоко-глубоко спуститься вниз, на самое дно, туда, где безмолвно; и там вы находите нечто мягко греющее, спокойное, обладающее необыкновенной полнотой и неподвижностью, исключительно мягкое – это душа».

Мать

Когда нас озаряет идея, вспыхивает вдохновение, охватывает восторг от встречи с Прекрасным – это возможность души хоть как-то выразить себя. Но, прикоснувшись к ней, очень легко позволить упоению и радости ввести себя в заблуждение и возомнить о себе то, до чего предстоит ещё долгий путь. Распознать, что стоит за этим восторгом, намного сложнее, чем честно признаться себе в какой-то ложности. Поэтому Шри Ауробиндо и Мать неоднократно напоминают, чтобы мы были особенно внимательны, когда нас посещают высокие переживания.

«Каким бы сильным и чудесным ваше переживание ни было, вы никогда не должны позволить ему завладеть вами настолько, чтобы оно затопило целиком всё ваше существо. Всегда помните, что оно лишь одно среди тысяч и тысяч других, а потому оно ни в коей мере не является абсолютным».

Мать

Поэтому они (Шри Ауробиндо и Мать) постоянно призывают к глубинному спокойствию, чистоте безмолвия и осознанности. Это гарантия не отождествления с иллюзиями. В возникшей прозрачности всё видится по-другому, и становится ясным, что истинно лишь то, что видит психическое существо.

Проход в это состояние может произойти, но через какое-то время исчезнуть. Опять прийти, задержаться чуть дольше и вновь пропасть. «А все попытки форсировать переход приводят лишь к тому, что вы оказываетесь перед стеной. И вы толкаете её, толкаете вновь и вновь, но всё тщетно», – говорит Мать.

Но когда терпение и вера соединяются с недающей покоя неуклонной потребностью и устремлённостью, когда «давление становится настолько мощным и напряженность вопроса столь сильной, что-то переворачивается в сознании. И вместо того, чтобы извне пытаться заглянуть внутрь, вы оказываетесь внутри. И в тот самый момент радикальным образом меняется абсолютно всё» (Мать).

И открывается подлинное «Я» или психический центр. Он глубже витального сердечного центра, который скрывает душу, и кажется, ничего общего с ней не имеет. Вокруг этого центра всё интегрируется. Это источник Божественной Силы сознания, который и структурирует нашу индивидуальность. Эта энергия наполняет всё тело и, по мере успокоения ментала и витального эго, ощущается всё отчётливее.

«В центре нас находится сознательное существо, которое подобно пламени без дыма, и которое властно над прошлым и будущим. Его нужно терпеливо освобождать и отделять от своего тела», – говорится в Упанишадах.

«Присутствие» – такое слово обычно употребляют для его обозначения.

«Если вы продолжаете процесс углубления, оставаясь сознательными, приходит ощущение изобилия, полноты с неизмеримыми глубинами. Вы чувствуете, что если бы вы вошли туда, то раскрылись бы многие тайны. Это подобно отражению чего-то вечного на тихую, спокойную поверхность воды. Времени больше не существует. У вас возникает впечатление, что вы были всегда и будете вечно». Мать

Внутри обретается пространство, скорее, похожее на живую пустоту и неподвижность. Поднимается чувство абсолютного сострадания. Всё вокруг движется, ноги передвигаются, руки что-то делают, слова вылетают из уст, но внутри – незыблемость. Ни люди, ни обстоятельства, ни политические и национальные конфликты, ни религиозные верования, ни бытовые проблемы не могут разрушить Её. Это Бог в нас.

То, что казалось настоящим, очень нужным и важным, оказывается или гротескно преувеличенным, или ничтожно малым и смешным. Значимость утратила силу. В одночасье меняются ценности. Всё обретает смысл, всё видно во взаимосвязях. Мы чувствуем тихую, спокойную, ни от чего не зависящую Радость-Счастье-Любовь. Она широка и безгранична. Пустота-неподвижность становится центром всей Вселенной.

Сат – Бытие, Бог. А душа находится внутри Этого.

Чит-Сознание всё видит без ментальной пелены и всё осмысливает изнутри, из сути. Становится очевидным, что мы — голограммы, творения, равные Творцу. Отсюда — счастье и блаженство — Ананда.

Если приход в материальный мир в данном теле считается рождением человека, то открытие психического центра можно назвать рождением сознательного существа.

Центральное существо. Космическое сознание. Всеобщая личность

«Ты есть Он» – такова вечная истина. И единение с Богом – это не удел избранных, немногих Просветленных, великих Мудрецов и Учителей. Ведь все мы дети Божьи. «Кто думает: «я – это одно, а Он – другое, тот не знает»(Упанишады).

Шри Ауробиндо указывает на две ступени к этому открытию:

1. Найти в себе душу, психическое существо, которое вечно и едино с Божественным. А когда сознание на этом уровне становится настолько сильным, что его уже не устраивает ограниченная индивидуальная форма, оно, чувствуя свое единство с Творцом, стремится стать таким же безбрежным, как Он, и вновь обрести присущие ему врожденные Полноту и Бесконечность. И как психическое – наш центр индивидуальный, так центральное существо — наш космический центр. Это Идеал, который притягивает нас, Цель, которая определяет наше движение.

2. Оно пребывает не в каком-то конкретном месте, а во всех точках. Непостижимым образом оно находится в сердце каждого творения, любой вещи и в то же время охватывает всё полностью.

«Это исполинская точка… Когда мы находим её, то с нею находим всё, ибо всё в ней заключено. Взрослая душа вновь обретает свой источник. Раздвигаются, раскалываются, рушатся стены, которые держали в заточении это сознательное существо. Теряется ощущение индивидуальности и личности, ощущение Пространства и Времени, собственной деятельности и, наконец, вообще всякого закона Природы. Нет больше эго, определенной или определимой личности – только сознание, только существование, только мир и блаженство. Ты становишься бессмертием, вечностью и бесконечностью. Всё, что остается от индивидуальной души, – это гимн мира, свободы и блаженства, вибрирующий где-то в вечности». Шри Ауробиндо

Мы возвращаемся к тому, кем задуманы изначально, – «всеобщей личности».

«Зачем тебе ограничивать себя? Чувствуй, что ты находишься и в мече, который может поразить тебя, и в руках, которые тебя обнимают, в сверкании солнца, в танце земли… во всем, что произошло, во всем, что происходит сейчас, и во всём, что прокладывает себе дорогу к становлению. Ибо ты – бесконечен. И вся эта радость доступна тебе».

Шри  Ауробиндо. Письма

Но это – другой вид познания. К нему приходят не через чтение книг, ченнелингов и рассуждений. Эта информация не исходит от органов чувств. Это кардинально иной способ соприкосновения с любыми формами, который беспредельно раздвигает границы постижения себя, людей и мира.

В полной отстранённости, невовлечённости и в то же время в бесконечной расширенности мы становимся каждым «другим», который входит в наше пространство. В какой-то мере это идентификация, так как мы знаем что-то именно потому, что сами уже есть этим. Если бы в тотальном единстве всего сущего не было бы этой скрытой тождественности, мы бы не могли ничего распознать. Но это не только знание того, «чем мы являемся, оно есть то, чем мы становимся» (Ш. А.).

Конечно, пока ум полностью не отключён, возможны неточности и неполнота информации, но нет зависимости от точек зрения, убеждений и представлений, нет подчинения эмоциям и чувствам. Это состояние знакомо целителю, работающему с больными дистанционно; ясновидящему, определяющему, где находится исчезнувший человек или предмет; женщине, которая с криком вскакивает с постели в этот момент, когда что-то случается с её ребёнком или любимым. Оно знакомо и тем, кто соединяется с «другим», находящимся на ином конце планеты, и испытывает то, что переживает он.

Ведь для нас естественным является не разделение, а неделимое единство всего и всех. Только подобное может чувствовать подобное и воздействовать на него. По словам Шри Ауробиндо: «Все совершенства, на которые способен человек, это только реализация вечного совершенства Духа внутри него. Мы познаем Божественное и становимся Божественным потому, что уже являемся им по своей скрытой природе. Всякое обучение – это раскрытие, всякое становление – это развертывание. Обретение себя – это тайна; самопознание и растущее сознание – это средство и процесс».

Исчезает разделение на внутренний и внешний мир. Центральное существо заполняет бесконечное пространство, и всё и все входят в него. И всё есть Я. Ничто не чуждо. Разделённость на расы, нации, национальности формально существует, но её нет: все дети Творца.

Сверхсознательное

Шри Ауробиндо рассматривает Вселенную как континуум Сознания-Силы или как шкалу Планов сознания, которые следуют непрерывно друг за другом и одновременно, охватывают всё, что есть – от чистой Материи до чистого Духа: тонкое физическое, витальное, ментальное, супраментальное.

И в Интегральной йоге предлагается поступенное движение к наивысшему сознанию — его тройное изменение:

  1. открытие психического существа, Души, или внутреннего Духа;
  2. открытие Нирваны, или трансцендентного Духа (от лат. transcendens – выходящее за пределы);
  3. открытие центрального существа, или Космического Духа.

Соединяясь с психическим существом (Душой, или внутренним Духом), мы начинаем осознавать свою Божественность. Но это восхитительное открытие ограничено рамками индивидуума и не выходит за пределы личности, которая всё ещё держит нас в заточении.

Открывая себя как центральное существо (Космический Дух), мы обретаем беспредельную широту и размах: весь мир становится нашей обителью. Но при этом мы теряем чувство индивидуальности.

А величайшая реализация, которая происходит в достижении трансцендентного, приводит к утрате как индивидуальности, так и мира. Не остается ничего, кроме Того, Что Вечно и находится вне человеческой игры.

Но ведь мы пришли в этот мир, чтобы в нём БЫТЬ. Поэтому, найдя свой индивидуальный центр, нам важно, не теряя чувство своей неповторимости, радоваться также и полноте мира, и обретённому высшему трансцендентному покою и блаженству.

То есть наша задача — находясь в теле, жить полноценной жизнью, объединяя в сознании радость от уникальности своей Души, благость и свободу трансцендентного, беспредельность космического, и всё это — на совершенной, прекрасной Земле. «Подлинная трансформация сознания, – говорит Мать, – это то, что изменит физические условия мира и создаст из него новое творение».

И Шри Ауробиндо указывает на два необходимых момента:

1. Не стремиться уйти в запредельное, а работать в теле, так как именно в нём сознание соединяется с Материей.

2. Необходимость принципа, способного трансформировать Материю силой энергии сознания.

Ни ментальное, ни витальное, ни физическое сознание, ни один из планов сознания, известных человечеству, не обладает силой, способной выполнить это изменение. Это не достижение «сверхъестественных» умений, не контроль над стихиями и природными силами (холодом, жарой, ураганом и т. п.). Это трансформация самой природы человека, новый принцип существования, который Шри Ауробиндо называет супраментальным.

Вначале им овладевают отдельные индивидуумы, затем он распространяется на всех, кто готов принять его, а глобальная цель — его реализация в масштабах человечества, чтобы на Земле царил Божественный сверхчеловек, живущий по принципам Мудрости и Любви.

«Материя – вот где должны ликовать Небеса. И это соответствует эволюции Духа в формах» (Ш.А.). Но если трансформация должна свершаться силой сознания, то какое сознание может быть выше космического?

Шри Ауробиндо приходит к тому, что:

1. Недостаточно достичь Высших Сил: должен быть некто, кто воплощает их на Земле, а его нет в космическом сознании. Там никого нет…

2. Необходима концентрация не на одной точке, дающая линейное воплощение, а глобальная реализация всего существа во всех точках индивидуума. «Вы должны охватить всё и вместить всё в своем сознании» (Ш. А.). Отсюда – интегральная, или «полная йога». И тут Шри Ауробиндо делает ещё один очень важный для нас вывод: «Подавление индивидуального вполне может стать подавлением Бога в человеке».

3. Космическое сознание – это не высшая, но необходимая точка в развитии человеческого сознания. И чтобы достичь её, не нужно подниматься над индивидуальным, следует просто выйти за его пределы и соединить c трансцендентным сознанием и с космическим сознанием Единства.

И это кардинально новый подход к развитию сознания.

То, что предлагает великий Учитель – не строгие требования и не обязательные каноны. Он не раз подчёркивает, что каждый должен найти «нить» своего сознания, держаться за неё и идти к той цели, которую себе наметил. Он лишь делится своим опытом в надежде, что каждый сам сделает своё открытие, которое осветит его путь:

«Идеал, который я ставлю перед нашей йогой, не налагает никаких пут ни на духовную жизнь, ни на устремления. Духовную жизнь невозможно сформулировать в виде каких-то жестких определений или связать фиксированными ментальными правилами; она представляет собою широкое поле эволюции, беспредельное царство, которое потенциально шире, чем все царства, находящиеся ниже, царство с сотней областей, с тысячью типов, стадий, форм, путей, разнообразных идеалов, степеней духовного прогресса».

Практические шаги к Сверхсознательному

Когда в уме устанавливается безмолвие, когда успокоенный эмоциональный мир больше не разрушает физический и сознание не погружается в ту деятельность, где оно запутывалось, смешивалось и дробилось, оно обретает независимость. Оно становится неким самостоятельным существом внутри нас, обладающим Силой, интенсивность которой постоянно растет. И по мере этого роста его больше не удовлетворяет состояние, ограниченное телом. И оно расширяется не только «горизонтально», выходя далеко за пределы тела, но и ввысь, чувствуя там жизнь. Это Безмолвие наверху, над головой.

Представьте, что 1000-лепестковый лотос коронной чакры Сахасрара, открылся, и над головой, где ничто не движется, развернулось живое пульсирующее пространство.

В этом состоянии тишины вдруг можно почувствовать едва уловимый импульс, который подсказывает, что нужно делать и как: «Позвони кому-то, он нуждается в помощи», или: «А это не делай». Это может быть и голос, произносящий словесный текст. А если нужно решить какую-то проблему, то из этого безмолвия приходит ясный ответ. Из него, как из волшебной сферы, вытягиваются и нити мыслей и идей.

Главное – не позволять вмешаться всё искажающему уму-эго, который легко закрывает это пространство. Чем больше мы на нём сосредоточиваемся, доверяем, слушаем и внимаем тихим, едва различимым указаниям свыше, тем более частыми они становятся. А потом оказывается, что все действия, даже самые незначительные, могут исходить из этого безмолвного Источника наверху, что оттуда приходят все озарения и что именно в нём рождается истинное знание.

Теперь вся жизнь становится чередой маленьких чудес.

«Если бы человечество, хоть мельком увидело, какие безбрежные радости, совершенные силы и светящиеся сферы спонтанного знания ожидают нас на просторах, которые еще не покорила наша животная эволюция, они бросили бы всё и не успокоились бы до тех пор, пока не овладели бы этими сокровищами».

Шри  Ауробиндо

Когда пространство над головой становится конкретным и живым, подобным некой световой протяженности, с болезненной остротой ощущается ограниченность личности, отождествлённой с ложностью, рождающей неудачи и проблемы. И появляется необходимость вырваться из-под груза догм и привязок, жить в истинном знании, в радостных отношениях с миром. А это значит — войти с этим пространством в более тесный контакт и позволить расти в себе Божественной Силе Сознания.

Для этого нужно просто укоренить внимание, то есть энергию, на открытой Сахасраре, отбрасывать все ментальные суждения, которые ежесекундно пытаются засорить её сияющую сферу, постоянно находиться в состоянии открытости. И быть выше идей: «нам нужны не идеи, а пространство».

«Мы должны не только порвать силки ума и чувств, но избежать и других силков – не поддаться соблазну стать мыслителем, теологом, не попасть в тенета Мира и в рабство Идеи. Всё это находится внутри нас, ожидая того, чтобы заключить Дух в форму. Мы должны всегда идти за пределы, всегда отрекаться от меньшего ради большего, от конечного ради Бесконечного. Мы должны быть подготовлены к тому, чтобы следовать от озарения к озарению, от одного состояния души к другому…. Мы не должны привязываться даже к тем истинам, которые мы считаем самыми надёжными, ибо они есть ни что иное, как формы и проявления Невыразимого, которое отказывается ограничить себя какой-либо формой или проявлением. Мы всегда должны оставаться открытыми для Слова свыше, не ограниченного собственным смыслом, и быть открытыми свету Мысли, которая несёт в себе свои противоположности».

Шри Ауробиндо

И тогда однажды, силой нашего горячего желания заветные «двери» открываются: «Сознание поднимается, – говорит Мать, – ломает жесткую оболочку там, у макушки головы, и вы выходите в свет».

Это выход в Сверхсознательное. И это является отправной точкой йоги ШриАуробиндо: «Сознание уже не находится в теле и не ограничено им; оно ощущает себя не только наверху, но и протяженным в пространстве; тело становится инструментом в обширности всего существа».

Но когда мы взлетаем в экстазе, как говорил Шри Ауробиндо, «высшей форме бессознания», «мы теряем того, кто мог бы создать мост между силами наверху и бессилием внизу… А цель, которую мы преследуем, — это состояние интегрального господства, а не духовное исключение себя из игры. И господство это возможно лишь при условии непрерывности сознания».

Реализация должна прийти и закрепиться именно в бодрствующем состоянии, «чтобы вы могли войти в высшие сферы полностью сознательными, насладиться общением с ними и, не теряя осознания, возвращаться оттуда не с пустыми руками, а обретя опыт».

Мать

Поэтому Шри Ауробиндо глубоко и детально исследовал Высшие Планы Сознания.

Существа и силы

Осознаём мы это или нет, но мы постоянно получаем побудительные импульсы из этих высших, сверхсознательных сфер в виде идей, идеалов, вдохновения для действий и создания произведений искусства, как и ежеминутно находимся под воздействием низших витальных вибраций. И они определяют нашу эмоциональную жизнь и отношение с миром.

«Наша единственная свобода заключается в том, чтобы поднять себя к высшим планам с помощью индивидуальной эволюции. Наша единственная задача — транслировать и материально воплощать истины того плана, к которому мы принадлежим».

Сатпрем

Шри Ауробиндо выделяет два момента:

  1. Градации сознания существуют независимо от верований людей. А наша позиция определяется тем уровнем сознания, в котором оно формируется.
  2. Каждый план населяют определённые сознательные силы и существа.

И здесь он призывает чётко отличать суеверия от истины, так как «стена между Сознанием и личностью становится гораздо тоньше, когда вы выходите за пределы покрова материи».

Одни могут видеть только существа, другие – чувствовать только светоносные силы. В этой субъективности всё зависит от внутренних особенностей, от формы стремления, от религиозных, духовных или даже культурных истоков. Кроме того, эти высоко сознательные силы могут по желанию принимать любое обличье. И не для того, чтобы ввести нас в заблуждение, а для того, чтобы сделать себя доступными сознанию тех, кто открывается им или взывает к ним. Поэтому одну и ту же вибрацию из одного плана сознания художник, музыкант и учёный воспримут по-разному.

Заблуждение и предрассудок начинается с утверждения, что истина одна. А она заключается в видении того, что все эти образы происходят из одного и того же Божественного Света, но проявляются в различной степени и форме.

Также неверно полагать, что «безличные» силы — это просто механические силы, хотя и более высокого типа. Они обладают своей отличительной энергией, теплотой, светящейся радостью и Любовью. И несут ощущение Присутствия.

Важно лишь открыться этим высоким частотам. Тогда каждый получает по способностям и нуждам — или в соответствии с особенностями своего стремления. Истина вмещает в себя всё без конфликтов, и все мы — Её дети. Мистик испытывает восторг от своего возлюбленного Единого, поэт радуется от откровений, математик — от сложившегося уравнения. И всё это — духовные радости.

Но ведь не каждый может восходить к высшим планам, где силы чисты. Гораздо легче открыться витальному уровню, миру великой бездны желаний и страстей, где низшие силы надевают на себя божественные маски ослепительных цветов или пугающих образов. Только «ясная строгость» является настоящей защитой. Если ищущий чист, то он распознаёт обман — удивляющий, ужасающий или чудесный. Но как можно быть уверенным в собственной чистоте? Не стремиться реализовать свои представления и построения, а искать всё более высокую истину и не мешать ей проявлять себя в той форме, которую она сама избирает. Это — залог защиты от иллюзий, заблуждений и предрассудков.