Человек со дня рождения постоянно замкнут в своих ощущениях на внешний мир и верит в то, что он является единственной реальностью. Вся мотивация человека непосредственного исходит от переживаний и внешних ощущений, поэтому ему довольно трудно познать свое внутреннее существо.Человек со дня рождения постоянно замкнут в своих ощущениях на внешний мир и верит в то, что он является единственной реальностью. Вся мотивация человека непосредственного исходит от переживаний и внешних ощущений, поэтому ему довольно трудно познать свое внутреннее существо. Это можно назвать первой преградой в постижении йоги, которую довольно трудно преодолеть. Ведь привычку легко приобрести, но тяжело избавиться от нее. Ум человека устроен так, что способен получать сигналы, поступающие к нему из внешнего мира, и, соответственно, отвечать на них. Ум направлен в сторону внешнего стимулирования, а поскольку внешний мир постоянного занимает органы чувств человека, то и его ум постоянно занят.
На что направлено действие пратьяхары?
Действие пратьяхары направлено на то, чтобы прекратить состыковку сознания с чувственными органами. В результате такого действия вызывается сознание внутреннего существа. Сознание можно сравнить с капризным ребенком, поскольку оно всегда действует против желания человека, поэтому, большинство людей, прилагая крайние усилия для отсоединения от внешнего мира, для обретения независимости относительно его, получали совершенно противоположный результат из-за своих крайних усилий. Довольно часто это приводит к расстройствам и прекращению работы, и, следовательно, к еще большему самоуглублению и самокопанию.
Большинство людей, пробуя медитировать, закрывают глаза и пытаются отключить внешний мир и сразу же начинают переполняться психическими видениями и подсознательными мыслями. Это не очень плохо на ранних стадиях практики йогов. И даже это может быть полезным, поскольку совершается изживание негативных раздражающих самскар подсознания человека. Но практикующий должен постараться выйти из-под обаяния данного мира, т.е. мира внутренних подсознательных чувств. Практикующему человеку нужно попытаться подняться на грань между пингалей и идой, при этом встать на путь сушумны. Таким образом, практикующий человек, верно, исполнит ступень йоги Пратьяхара, и потом, соответственно, сушумну.
Особенность софистического подхода крия йоги состоит в том, что необходимо найти баланс между обращенностью во внешний и внутренний мир. Такой подход может автоматически зафиксировать сознание на сушумне. Во многих йогических практиках наблюдается общая тенденция закрывать глаза во время медитативной практики, что может довольно легко привести к сонливости, в особенности среди начинающих. Некоторые системы, например, такие как дзен-буддизм, медитируют с открытыми глазами, чтобы избавиться от такой возможности, а также самоуглубления и самокопания. Крия йога старается придерживаться равновесия между этими двумя крайностями. Они, то открывают, то закрывают глаза через установленные промежутки времени, что позволят добиться фантастических результатов. Качественная и систематическая практика ступени йоги Пратьяхара непосредственно приводит к дхаране.