В незапамятные времена древнее искусство йоги появилось в Индии, и около тысячи лет назад оно начало развиваться в Тибете. О стремительном развитии данного искусства свидетельствует тот факт, что в стране довольно быстро начали возникать превосходные комплексы упражнений для йоги.В незапамятные времена древнее искусство йоги появилось в Индии, и около тысячи лет назад оно начало развиваться в Тибете. О стремительном развитии данного искусства свидетельствует тот факт, что в стране довольно быстро начали возникать превосходные комплексы упражнений для йоги. Практика йоги носит название «Тибетская сердечная йога», которая является традицией далай-лам Тибета и относится к школе гелуг.
Что развивает йога для сердца
Тибетская йога для сердца может развивать его в 2-х направлениях: физическое тело и сердце становятся здоровыми и сильными; сердце раскрывается, чтобы любить ближних. Безусловно, первое направление всегда исходит из второго. В Тибет благодаря двум различным линиям передачи проникли наставления о том, как осуществлять внутреннюю практику и физические упражнения Сердечной йоги. Впервые индийский мастер Наропа (1016-1110) начал обучать тибетцев этим упражнениям, которые собственно йогой считаются на Западе. Такие упражнения являются только частью древней традиции, ставшей известной как «шесть практик», а тибетцы дали ей название «Механизм тела».
Учение о раскрытии своего сердца навстречу другим, носит название gtong-len, буквально означающее «отдавать-принимать», а согласно смыслу – «искусство даровать и принимать». Данная практика состоит из особых методов дыхания и размышлений о других людях на протяжении всего дня, и, в особенности, при выполнении упражнений йоги. Более 2-х с половиной тысяч лет назад, т.е. с самого Будды Шакьямуни, начало передаваться искусство «даровать и принимать». С того момента эта линия передачи из уст в уста, без особой рекламы, передавалась от учителя к ученику до тех пор, пока Атиша — индийский мыслитель (982-1052) не принес ее в Тибет.
Эту практику через сто лет впервые в виде книги обнародовал Геше Чекава – тибетский учитель. К временам Дже Цонкапы (1357-1419), описавшего йоговские асаны в секретном труде, носящем название «Книга о трех верах», воедино слились особые дыхательные техники и физические упражнения. В нем три веры означают следующее: вера в красивый путь; вера в обучающего данному пути; вера в то, что можешь достичь успеха в практике, т.е. вера в самого себя. Дже Цонкапа являлся учителем Его святейшества Далай-ламы I (1391-1474), и с тех пор традиция Тибетской йоги для сердца начала передаваться от наставника к его ученику и до сегодняшнего времени. В безмерном сострадании и жизнерадостной мудрости Его Святейшества Далай-ламы XIV – теперешнего держателя учения, наглядно воплощаются его цели.
Каждодневный комплекс Тибетской йоги для сердца в течение 30 минут как имеет сходство, так и одновременно отличается от иных разновидностей йоги, обучаемых в настоящее время. В отличие от остальных традиций, суть данной традиции состоит в том, каким образом дышит йог и о чем он думает при выполнении упражнений. Йога для сердца Тибета может работать как снаружи, так и изнутри, при этом она дает возможность стать сильнее и приобрести устойчивое спокойствие.